Культура Древней Руси была тесно связана с религией. Принятие христианства придало значительный толчок развитию культуры. Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий во второй половине IX в. создали глаголический алфавит (глаголицу), а потом, несколько переработав ее, — кириллицу, которая используется до сих пор. Грамотность была достаточно широко распространена в Древней Руси, что подтверждают археологические находки (берестяные грамоты) в Новгороде и других городах, надписи на стенах и на различных ремесленных изделиях.
Центральным жанром древнерусской литературы была летопись — описание событий жизни на Руси по годам (летам). Большое распространение летописание получило в период феодальной раздробленности (после первой трети XII в.), так как многие удельные князья хотели остаться в истории и прославить свое княжество. В начале XII в., предположительно монахом Нестором, была создана «Повесть временных лет» — летопись, описывающая историю Руси. Другим распространенным жанром стало описание жизни русских святых — житие. В публицистическом жанре было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона 1040-е гг. Первым автобиографическим литературным памятником было «Поучение детям» Владимира Мономаха. Шедевром русской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в.
Принятие христианства способствовало росту числа каменных построек и в первую очередь церквей и монастырей. В 1037 г. был построен Софийский собор в Киеве, по аналогии с Софийским собором в Константинополе. Были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Особенно быстро начинает развиваться храмовое строительство. Усваивая византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера использовали также традицию деревянного зодчества – многоглавие. Для своего храмового строительства князь Владимир выписывает греческих зодчих как наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.

Получило распространение и писание икон. Первые фрески, мозаики и иконы были созданы греческими мастерами. На рубеже XI-XII вв. неизвестным греческим живописцем была создана икона, впоследствии получившая название «Владимирская Богоматерь». Эта икона стала самой почитаемой на Руси, ей приписывают различные чудесные явления.
В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах -- монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.
Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу.
Прочно укоренился религиозный дуализм - сосуществование новой веры и старых языческих традиций. Так, низвергнутый и попираемый Перун, идолы которого безжалостно сжигались или были брошены в реки, постепенно преобразовался и обрел черты православного святого Ильи-пророка. Черный бог Велес, властитель природы, могучий оборотень, вечный враг Перуна, был превращен в христианского святого Власия, бог вешнего света Ярило был отождествлен со святым Георгием.
Сохранились многие языческие обряды, посвященные определенным временам года: празднование Коляды, Ивана Купалы, Масленицы осталось практически неискоренимым.
Но самыми прочными оказались языческие верования, посвященные поклонению духам предков и погребальным культам. Восточные славяне верили, что существует не один, а несколько загробных миров, в которые души умерших попадают в зависимости от их образа жизни и правильного выполнения всех сопутствующих случаю обрядов. Здесь уместно вспомнить о христианских представлениях о рае и аде и о православных погребальных традициях.
ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ
( по школьным учебникам трёх авторов)
былины - произведения устного народного творчества в древней Руси, основанные на реальных событиях
былины - Поэтические сказания о прошлом, прославляющие подвиги русских богатырей
быт - Повседневная жизнь
витязи, богатыри - Наиболее отважные, доблестные воины
волхвы - жрецы, служители языческого
культа у восточных славян
епископ - Глава церковного округа, высшее духовное лицо в православной и других церквях
ереси - Преступления против веры, языческие моления, проступки нравственного характера; учения отклонившиеся от господствующих положений религиозного учения, считающихся непреложной истиной и не подлежащих критике
еретик - «отступник», человек, выступающий против религиозного учения официальной церкви
икона - живописное изображение бога или святых в православном христианстве
кириллица - древнеславянская азбука, созданная в IХ в.
православными миссионерами братьями Кириллом и Мефодием
миссионерство - Деятельность, направленная на распространение своей религии среди инаковерующих
митрополит - Глава православной церкви в Киевской Руси
митрополия - Церковно-административная территориальная единица во главе с митрополитоммозаика - изображения, составленные из разноцветных кусочков стекла или камешков
монотеизм - единобожие
нравы - Обычаи, уклады общественной
жизни
церковный устав - Свод правил, регулирующих деятельность церкви
фреска - роспись по сырой штукатурке, настенное изображение
язычество — термин, применяемый по
отношению ко всем первобытным верованиям, основанным на вере в природных духов
и богов
язычество - Религиозное верование,
отличающееся тем, что у каждого народа было много богов
зернь - ювелирное изделие, на которое напаивался узор из множества мелких шариков-зернышек
скань - ювелирное изделие, на которое напаивался узор из тонкой золотой или серебряной проволоки
перегородчатая эмаль - ювелирное изделие, на которое напаивался узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, а промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью